Детский сад — школа «Лотос»
Школа, где каждый успешен!
Школа, где каждый успешен!

м. Алтуфьево,
Шенкурский пр-д, д. 5 

Подготовка к школе детей аутистов

Вопрос о подготовке детей-аутистов к обучению в общеобразовательной школе впервые начал рассматриваться на постсоветском пространстве лишь в начале 1990-х годов. Ранее детей с РДА относили к категории «необучаемых», изредка направляли в спецшколу или же обучали индивидуально, что закономерно затрудняло социальную адаптацию таких учеников.

К счастью, времена меняются, и теперь большинство специалистов сходится во мнении по поводу особой важности периода школьного обучения – как для самих детей, так и для их семей. Зачастую аутичный ребенок приходит в школу после долгих лет упорной работы со стороны родителей и специалистов, направленной на адаптацию ребенка к нормальной жизни.
Ребенок аутист в школе попадает в новые, «усложненные» социальные условия и может обучаться не только различным знаниям и навыкам, но и правилам жизни в социуме, «считывая» нормальные образцы поведения. Именно поэтому приход аутичного ученика в обычную школу (инклюзивное обучение) можно рассматривать как большую победу и путь к новым возможностям.

Подготовка к школе детей аутистов

Обучение в школе детей аутистов не будет плодотворным без правильной подготовки. Образно говоря, вы не сможете заставить малыша бегать, предварительно не научив его ходить. Коррекционно-педагогическая работа при подготовке аутенка к школе должна помочь ему:

  • сформировать адекватное отношение к учителю;
  • развить учебную мотивацию. Например, интерес к учебе можно вызвать, используя увлечения каждого ребенка из подготовительной группы: нужно узнать о главных интересах детей (животные, механизмы, какие-то определенные предметы и т. д.), а затем в процессе работы подбирать задания, исходя из этих увлечений;
  • научиться заниматься в условиях, максимально приближенных к школьным (классы с партами, спортзал, столовая и т. д.);
  • выработать социально-бытовые навыки, на основе пошаговой отработки простых навыков с положительными и отрицательными «подкреплениями».

Кроме того, для успешной адаптации к школьной программе, необходимо научить ребенка как минимум:

  • сосредоточению на отдельных предметах, умению использовать их по назначению (особенно это касается школьных принадлежностей);
  • выполнению целенаправленных действий с предметами, участию в играх с предметами, когда действия сопровождаются речью. На первом этапе можно использовать объемные предметы, позже – фото или рисованные картинки с их изображениями, а затем – слова, обозначающие их, и карточки-символы;
  • умению выполнять вышеописанные действия вместе с другими людьми – сначала с родителями и прочими членами семьи, позже – в малых группах, сначала подражая другим участникам и подхватывая общий темп, а в дальнейшем и самостоятельно;
  • пониманию слоговой структуры слов и изображению ее действиями (хлопками в ладоши, стуком по столу, маршированием, выкладыванием фишек и т. д.) для закрепления на уровне моторики.

В идеале работа по подготовке аутиста к начальной школе должна быть комплексной и проводиться целой группой разнопрофильных специалистов (АВА-терапист, психолог, логопед и др.). При этом подготовительная программа должна включать в себя индивидуальные и групповые занятия, а также учитывать такие факторы, как:

  • психофизические особенности ребенка;
  • зона ближайшего развития;
  • уровень развития предпосылок к учебному поведению и т. д. 

В некоторых случаях аутята становятся способны усваивать самые элементарные школьные навыки лишь в 13–15 лет, но «лучше поздно, чем никогда». Родителям необходимо помнить, что без всесторонней глубокой проработки все навыки ребенка останутся на механическом, неосмысленном уровне. Например, он сможет правильно прочитать текст вслух, но не поймет его смысла, не ответит на вопросы по содержанию и т. д. – а значит такое чтение никак не поспособствует умственному развитию. Поэтому не руководствуйтесь лишь собственным желанием «хочу, чтобы мой малыш был как все и учился в обычной школе», а принимайте во внимание индивидуальные способности и потребности ребенка.

Тщательно взвесьте все «за» и «против», планируя определить аутенка в общеобразовательную школу, ведь там к нему будут предъявлены те же требования, что и к нейротипичным ученикам – а это значит, что нельзя спешить и жалеть времени на полноценную дошкольную подготовку.

По мере взросления ребенка его аутистическая «отгороженность» может ослабевать – не только с помощью терапии, но и сама по себе. Поэтому даже если первая попытка начать школьное обучение была неудачной, по прошествии некоторого времени можно и нужно повторять такие попытки еще и еще.

Информация частично использована с ресурса https://aba-kurs.com/