Детский сад — школа «Лотос»
Школа, где каждый успешен!
Школа, где каждый успешен!

м. Алтуфьево,
Шенкурский пр-д, д. 5 

Особый ребенок

Психолог Нина Инсарова,
«Российский учебник» от 17 августа 2018

В этой статье мы попробуем описать, с какими трудностями сталкивается ребенок с особыми возможностями здоровья и его семья, и предложим родителям несколько рекомендаций, которые помогут семье адаптироваться к жизни.

Допустим, в счастливой семье рождается долгожданный малыш. Родители заботятся о нем, радуются ему. Но, помимо этого, они с нетерпением ждут, когда же он начнет улыбаться, ползать, ходить, говорить, кататься на велосипеде и перемножать в уме шестизначные числа. У всех свои ожидания, и не бывает так, чтобы их не было совсем. Но представим, что что-то идет не совсем так. Ребенок недостаточно явно реагирует на окружающий мир, необходимые навыки не спешат развиваться. Что делать? Возможно, со временем он «выровняется» и никаких сложностей не возникнет.

Но, может быть, ему нужна квалифицированная помощь прямо сейчас. Очень важно обратиться к хорошему специалисту, чтобы понять, о чем идет речь, и наметить дальнейший ландшафт действий, — если он вообще нужен. Вот примерный список основных направлений, которые в этот период следует определить.

  • Нужна ли индивидуальная коррекционная работа, или занятия в малых группах, помогающие почувствовать себя комфортно среди других детей?
  • Стабильно ли его эмоциональное состояние, или рядом постоянно должен находиться близкий взрослый?
  • Как формируются необходимые навыки?
  • Как вы будете планировать его образовательный маршрут?

Самое сложное для родителей — услышать и принять тот факт, что проблема существует. Это требует мужества, сил, моральной поддержки окружающих. Но это необходимый этап жизни семьи, без которого ребенку будет гораздо труднее адаптироваться в социуме. Чтобы помочь своему ребенку, родители должны сначала помочь себе. Это как в самолете — сначала кислородную маску надо надеть на себя, а потом уже на ребенка. Взрослым может быть необходима психологическая помощь, чтобы помогать и давать поддержку своему ребенку, а также для нормализации внутрисемейных отношений. У каждого члена семьи может быть свое отношение к проблеме и свое видение ситуации, поэтому важно умение слышать другого и принимать совместные решения, не обвиняя, а поддерживая друг друга.

Если семья принимает своего ребенка вместе с его особенностями, растит его с любовью, если у всех членов семьи есть время, силы и желание развлекаться, получать удовольствие от чего-то совместного, если у каждого есть и свои, отдельные интересы, друзья и увлечения, — это самое лучшее!


Бывает так, что родителям ребенка с выраженными поведенческими особенностями очень сложно бывать с ним в общественных местах. Пристальное и зачастую не очень доброжелательное внимание посторонних людей наносит вторичную травму людям, глубоко переживающими «особость» своего ребенка. Это также является маркером, поводом для обращения за психологической помощью. Дело ведь совсем не в том, что нам так уж важно мнение совершенно незнакомых людей. Родителей мучают боль, стыд и вина за своего ребенка, который не виноват в том, что он «не такой». Он и не обязан быть таким, как все. Но как же трудно с этим смириться в обществе, где любая бабушка на лавочке у подъезда уверена в своем праве досконально знать и судить обо всех, кто имеет несчастье пройти мимо! Родители также чувствуют осуждение со стороны, потому что это она — «плохая мама», которая не доглядела, не так воспитала, была слишком мягкой, слишком авторитарной или какой-то еще. Если вы «поймались» на ловушку «я плохая мама», если вам стыдно или вы злитесь, — вспомните, что вы делаете для своего ребенка все, что и как можете, а эти люди и их мнение совсем не при чем. Правильная реакция на их внимание — доброжелательная улыбка и спокойное, краткое пояснение к ситуации, например: «Не волнуйтесь, у него это бывает и сейчас пройдет». Такая реакция основывается на внутренней уверенности в том, что вы и ваш ребенок ни в чем не виноваты.

Очень важным фактором поддержки может стать общение с родителями других «особых» детей. Существуют ассоциации родителей, помогающие детям с различными особенностями развития. Такое общение, помимо эмоциональной поддержки, часто обеспечивает родителей массой различных ресурсов — информацией об образовательных и развивающих возможностях, некоммерческих организациях, контактами необходимых специалистов. В этой среде и взрослые, и дети находят друзей и понимают, что они не одиноки. Благодаря интернету можно присоединиться к такому сообществу, независимо от того, где вы живете.

Если ваш ребенок пойдет в детский сад или школу, необходимо наладить сотрудничество с администрацией и с теми, кто непосредственно будет заниматься вашим ребенком (воспитатели, нянечки, учителя и медицинские работники). Им надо рассказать об особенностях ребенка, о том, как и в каких ситуациях они проявляются и договориться о том, что в этих случаях следует делать. Иногда полезно, чтобы первое время вы присутствовали рядом с ребенком в группе или классе. Это поможет ему адаптироваться в новом месте и снизит тревогу педагогов.

Согласно современному законодательству, любая школа обязана обучать любого ученика, обязана обеспечить ему девятилетнее неполное среднее образование, независимо от его возможностей и потребностей. Но на самом деле, если у ребенка есть особенности развития, требующие особого подхода, — будь то расстройство аутистического спектра, синдром гиперактивности, задержка развития любой этиологии, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата или что-то другое, — необходимо понять, есть ли у школы ресурсы, чтобы учить Вашего ребенка.

Если администрация готова к конструктивному диалогу, часть проблем можно обсудить сразу и наметить возможные пути решения, ведь вы — тот, кто примерно понимает, в каком направлении могут развиваться события. Например, часть предметов можно осваивать в индивидуальном порядке и/или по адаптированной учебной программе, а с ребятами находиться на тех уроках, которые больше нравятся ребенку и где он чувствует себя более успешным. Вы можете отслеживать динамику его успеваемости и эмоционального состояния и корректировать намеченный план, если он недостаточно эффективен. Важно, чтобы семья и школа сотрудничали.

Часто камнем преткновения становится вопрос официально признанного диагноза. Оформление необходимых документов — трудозатратный и зачастую травмирующий процесс. Кроме того, это очередной виток проблемы под названием «принятие ситуации». Многие родители не только не хотят, но и боятся «клейма» диагноза, врачей-психиатров, боятся испортить ребенку жизнь. Здесь, как и во многих жизненных ситуациях, надо взвесить «за» и «против». Что вам даст этот диагноз? Если он включает необходимость организации особых условий обучения, это может означать для школы обоснование оплаты работы тьютора, дополнительных часов индивидуальных занятий с педагогами, еще каких-то «плюшек», необходимых для комфортного пребывания ребенка в школе. Заключение ЦПМПК (Центральной психолого-медико-психологической комиссии) иногда дает возможность получить особые условия при написании итоговых экзаменов. Сейчас это может быть дополнительное время, возможность взять с собой необходимые лекарства или еду, а в некоторых случаях смена формата проведения экзамена.

Помните, что то, что написано в бумагах, — не есть ваш ребенок. Это всего лишь слова, которые выполняют узкую функцию. Эта функция может быть помогающей, как в приведенных выше примерах, а может мешать. Например, некоторые диагнозы закрывают возможность получения определенных специальностей. Все это надо по возможности взвесить и тщательно учесть, исходя из задачи благополучия вашей семьи.

Источник: https://rosuchebnik.ru/