Школа, где каждый успешен!

м. Алтуфьево, Шенкурский проезд, д. 5 

Школа, где каждый успешен!

м. Алтуфьево,
Шенкурский пр-д, д. 5 

Грызёт ногти

В книге известного детского врача Бенджамина Спока «Ребёнок и уход за ним» есть небольшой раздел, озаглавленный: «Кусание ногтей – признак нервозности». Спок пишет, что обычно дети грызут ногти, если их что-то беспокоит, если они нервны. Замечания и наказания останавливают ребёнка ненадолго, так как он сам не замечает, что грызёт ногти и не может себя контролировать. Стремление поправить дело нотациями и наказаниями скорее усилит нервное напряжение, чем окажет помощь ребёнку.

Привычка грызть ногти, как и многие другие привычки такого рода, – искусственный способ самоуспокоения, случайно появившийся и закрепившийся в поведении ребёнка. Это – своеобразное замыкание на своих переживаниях, своих раздумьях. Если привычка эта не осложнена другими невротическими реакциями: ночными страхами, заиканием, потерей аппетита и тому подобное – то вреда она сама по себе не принесёт. Однако согласимся, это не приятная, неэстетичная привычка.

Лучший подход к этой проблеме – попытаться выяснить, что тревожит и беспокоит ребёнка. Может быть, малыша слишком много ругают, наставляют, поправляют дома или в детском саду. Может быть, есть у него какие-то неизвестные родителям проблемы, которые нарушают его покой. Стоит подумать над тем, как ограничить количество впечатлений, волнующих ребёнка, возбуждающих его. Если их нельзя избежать вовсе, то постараться уменьшить, ослабить их воздействие на свое чадо.

Во всяком случае, не стоит относиться к этой привычке как к чему-то из ряда вон выходящему и уж тем более не следует принимать насильственных мер для её «искоренения». Проявляя к «грызуну» повышенное, болезненное внимание, бурно выраженное не одобрение, мы рискуем «зациклить» ребёнка на том, что он сам делает неосознанно и только усилить его тревожность. Лучше изъяна как бы не замечать. А если уж делаете замечание, то старайтесь высказать его вскользь, тем же спокойным тоном, которым вы просите девочку поправить причёску или завязать шнурок. Не привлекайте специально внимание ребёнка к появившейся привычке. Можно даже сказать ему, что довольно скоро это пройдёт – взрослые не грызут ногти. А сейчас, если уж трудно справиться с собой, пусть так и будет. Ваше разрешение и ваше безразличие во многом ослабят стремление к запретным действиям.

А можно всё свести к шутке: например, спросить: «Ногти выгрызены «узорами», чтобы было «красивее»? или напомнить о том, что перед тем, как грызть ногти, не плохо бы почистить. Если первая рекомендация, всплывая в памяти, будет вызывать у девочки улыбку (толь не надо превращать всё в насмешку, то вторая напечатлится как предостерегающее напоминание, правда, не стоит распространятся о микрофлоре под ногтями, о возможных заразных заболеваниях, чтобы не усилить нервную напряжённость девочки (вполне достаточно лишь упомянуть о грязи). Эти шутливые рекомендации могут подвести к мысли об абсурдности привычки грызть ногти, стать своеобразной опорой для самоконтроля ребёнка.

Не забывайте лишь о том, что ребёнку трудно, даже невозможно избавиться от появившейся привычке. Помочь могут отвлекающие игровые занятия: «Пальчиковые игры». Старайтесь исключить причины перевозбуждения и беспокойства ребёнка. Помните, чем больше будет у ребёнка радостных переживаний, связанных с достижением успехов, чем больше он будет чувствовать внимание и любовь взрослых, тем скорее можно рассчитывать на положительный результат.

Частично использованная информация

с международного образовательного портала

 https://www.maam.ru/