Школа, где каждый успешен!

м. Алтуфьево, Шенкурский проезд, д. 5 

Школа, где каждый успешен!

м. Алтуфьево,
Шенкурский пр-д, д. 5 

«Особые дети» в группе, которую посещает ваш ребенок

Не секрет, что количество детей с врожденной патологией, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Как отмечает статистика, за последние пять лет численность детей с ОВЗ в России выросла почти на 10%.

  • 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.
  • До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).
  • 30% детей- генетические нарушения
  • Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • И всего лишь 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.

Общество нелояльно в отношении особенных детей. Их трудно устроить в детский сад, определить в обычную школу. У таких детей часто возникают трудности при поступлении в среднее специальное или высшее заведение. Принято считать, что таких детей нужно воспитывать и учить отдельно. Открыты специальные интернаты и школы, в которых дети привыкают к тому, что они не такие, как все, и должны общаться только с «не такими».

Однако мировой, да и редкий российский опыт показывает, что интеграция особенных детей в обычную среду положительно влияет и на них самих, и на обычных, условно здоровых детей. Здоровые дети, избежавшие влияния взрослых, отвергающих все необычное, легко и доброжелательно общаются с теми, кому трудно ходить, говорить, кто медленно думает или слишком погружен в себя. К примеру, общение здоровых ребят и детей с синдромом Дауна благотворно влияет и на тех и на других. Обычные дети учатся терпимости, а особенные дети интегрируются в среду здоровых. Интеграция более чем возможно.

Как быть, если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с особенностями развития

Маленькие дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей даже с серьезными отклонениями. У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких предрассудков.

Вы очень скоро убедитесь сами, что дети с отклонениями – это, прежде всего, просто люди. Сходство между ними и другими детьми гораздо сильнее, чем различия.

Как быть

Прочитайте вместе с ребенком книжки, где говориться о детях с разными отклонениями, например «Цветик – семицветик», и поговорите об индивидуальных особенностях людей.

Всегда прямо, конкретно и просто отвечайте на вопросы, которые будет вам задавать ребенок о своих товарищах с отклонениями. Если кто – то спросит: «А почему он не умеет ходить?», посоветуйте обратиться прямо к тому, кто не ходит. Если ребенок сам не сможет ответить, дайте простой ответ: «Когда он родился, его ноги не смогли заработать. Зато сейчас он ловко передвигается на коляске». Многие дети задают такие вопросы не из любопытства, а из боязни, что и с ними может случиться подобное или что они могут заразиться от калеки. Их нужно подбодрить и успокоить.

На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга и насколько при этом похожи.

Займите активную позицию и постарайтесь убедить ребенка отказаться от неверных стереотипов в отношении детей с особенностями. Всякий раз, когда ребенок высказывает неправильное мнение, поправляйте его.

Обязательно говорите своему малышу о хороших чертах и достижениях ребенка с особенностями развития.

У большинства «особенных детей» проблемы не так сильно выражены, и их трудно сразу же распознать, существует такой термин, как СДВГ. Он обозначает наличие нарушений в поведении малютки.

Проявляется следующими факторами:

  • несвоевременная гиперактивность;
  • чрезмерная импульсивность, которая не соответствует социальной ситуации или осуществляемой интеллектуальной деятельности;
  • недостаток или общий дефицит внимания относительно совершаемой деятельности;
  • сложность в контактах с социумом и взаимодействия с другими личностями;
  • низкая успеваемости и сложность в обучении;
  • поведенческие нарушения.

Расшифровывается термин СДВГ как синдром нарушенного внимания с гиперактивностью, но может быть и без нее. Отличительной особенностью таких чад считается то, что более 80% из них обладают очень высоким уровнем интеллекта. У таких малышей в детском мозге реакция формируется намного медленнее. С этим связана инфантильность – их поведение. Кроме того, такие малыши часто подвержены нервному истощению, так как быстро переутомляются. Эти дети часто привлекают внимание посторонних, веселые, смышленые, но слишком неудобные и громкие для общественных мест. На вид они обычные хулиганы, а на деле таким детям очень сложно контролировать себя и долго сидеть на месте. Если вы начнете ругать их, они не порадуют вас послушанием, скорее разойдутся еще сильнее. А вот отвлечь их от пробежки по вагону интересной историей, смешным фокусом или более спокойной, но увлекательной игрой можно. Привычные нагрузки им практически не под силу. Впрочем, по разным причинам такие нагрузки, какие были ранее, сегодня сложны практически для всего подрастающего поколения.

Есть дети с диагнозом «высокофункциональный аутизм или синдром Аспергера», это не сильно выраженный аутизм. Дети с аутизмом думают, чувствуют и ведут себя по-другому, имеют проблемы с мышлением и поведением, потому что их мозг работает не так, как у вас и у меня. Некоторые части их мозга работают неправильно с самого их рождения. У некоторых аутистов бывают большие таланты, у них очень хорошо получаются некоторые вещи, например, музыка, математика, кто-то легко собирает сложные пазлы или быстро запоминает разные факты или даты, а кто-то умеет делать совершенно невероятные вещи, например, выполнить в уме сложные арифметические действия с числами за несколько секунд.

Распознать деток с синдромом Дауна довольно просто из-за их узнаваемой внешности. Если вы не встречались с ними прежде, вас наверняка удивит их непосредственность. Они могут обнять вас, взять за руку и пойти с вами дальше, будто вы старые друзья. Такие дети очень общительны, любят малышей и животных.

Дети с ограниченными физическими возможностями, с ДЦП с сохранным интеллектом чаще всего отличаются ранимостью из-за своего недуга, но их умственные способности не хуже средних, а иногда и выше. Самое главное – не разглядывайте их, но и не отворачивайтесь. А еще старайтесь, чтобы при разговоре ваши глаза были на одном уровне. Присядьте перед коляской, а не нависайте над собеседником.

Есть некоторые правила для общения с «необычными собеседниками»:

  • Если вы встретились взглядами, улыбнитесь ребенку и его родителям;
  • Не отводите взгляд виновато;
  • Будьте естественны, это такие же люди, как и вы.
  • Соблюдайте дистанцию;
  • Не нужно с ходу обниматься и брать чужого малыша на руки;
  • Если сам ребенок не пытается наладить с вами тактильный контакт, не проявляйте инициативу;
  • Будьте спокойны, говорите ровно, не повышая голоса и избегая чрезмерной жестикуляции;
  • Используйте простые, понятные, короткие предложения с четким смыслом;
  • Не говорите с «грудничковой интонацией», не сюсюкайте, вы можете недооценить уровень развития и обидеть маленького собеседника;
  • Если вы хотите помочь, спросите у родителей разрешения;
  • Будьте терпеливы.   

Нужно понимать, что в нашей стране воспитание «других» детей связано с большими трудностями. Наше общество все еще не толерантно. Пока человек лично не столкнулся с подобной проблемой, кажется, в том, что ребенок «не такой», виновны исключительно пьянки или прочие «грехи» родителей. А ведь это не так. И несмотря на раннюю диагностику, многие узнают о каких-либо аномалиях в развитии ребенка уже после его рождения. Семьям с такими детишками действительно сложно. Их жизнь связана с большими физическими, эмоциональными и финансовыми затратами. Хотя некоторые родители чувствуют себя счастливее тех, у кого здоровые дети. Жизненные сложности помогают открывать в себе новые ресурсы и отделять важное от незначительного. В любом случае при общении с родителями требуется деликатность. Не нужно жалеть и сочувствовать. Они любят своего ребенка не меньше, чем вы любите своего. И они рады, что он с ними. Не спешите давать советы, если вы не профессионал в этом направлении. Каждый родитель хочет лучшего для своего ребенка и делает все, что в его силах, чтобы развивать его и заботиться о его здоровье. Это не простуда, поддающаяся полному излечению. В таких случаях предполагается только коррекция. Так что будьте внимательнее к своим словам, даже если таким образом вы хотите поддержать. Ваше неумелое поведение может обернуться большой проблемой для ребенка и для того, кто его сопровождает.

Частично использованная информация

с международного образовательного портала

 https://www.maam.ru/